Из ружья по беспилотникам
ИЗ РУЖЬЯ ПО БЕСПИЛОТНИКАМ
В республике разработана и начала действовать программа по обучению стрельбе по беспилотникам из гладкоствольного оружия. До сих пор на полях сражений СВО основное внимание в борьбе с FPV-дронами и беспилотниками квадрокоптерного типа уделялось антидроновым ружьям. Вот только проблема в том, что подобные средства при всей их эффективности имеют небольшую мощность и, соответственно, дальность применения.
Неудивительно, что все чаще можно встретить сообщения о том, как атаки беспилотников пытаются нейтрализовать с помощью стрелкового оружия, как правило, гладкоствольных охотничьих ружей. И зачастую дуэли с БПЛА завершаются успешно. Вот только подобную «охоту» без соответствующей подготовки, пускай ты и продвинутый стрелок по летящей дичи, вести малоэффективно, а часто и опасно. А справиться с этой задачей помогут спортивные школы стендовой стрельбы. Да-да, это как раз тот случай, когда спортивный стрелковый полигон может стать отличной базой для подготовки.
И ДЕШЕВЛЕ, И ПРОЩЕ
Универсальных средств борьбы с дронами пока, к сожалению, не придумано, а вот гладкоствольное охотничье ружье, снаряженное патронами с дробью, зачастую бывает отличным средством при защите объектов от атак смертоносных «птичек». А их использование значительно дешевле, чем применение станций радиоэлектронной борьбы и антидроновых ружей.
Те, кому доводилось бывать на стрелковом стенде, где тренируются и проводят соревнования мастера стендовой стрельбы, со мной согласятся: полет тарелочки, которую стремятся поразить спортсмены, аналогичен движению легкого ударного беспилотника. Соответственно, и принципы их поражения во многом одинаковы. Тренеры по стендовой стрельбе считают, что дистанция для ведения огня по дронам вполне оптимальная, стрелять по ним порой даже проще, чем по мишеням
К примеру, тарелка, вылетающая из метательной машинки, имеет скорость около 40 м/с, а на излете – порядка 10–15. БПЛА при атаке по неподвижной цели также имеет скорость около 10–20 м/с, что позволяет на стрелковом стенде успешно моделировать различные варианты стрельбы по дрону.
При ведении огня в этом случае очень важно оценить траекторию полета цели и выбрать правильное упреждение – по самому дрону целиться бессмысленно, а потому заряд должен быть выпущен чуть впереди него. Дробь может достичь цель на высоте до 60 м и больше. Оптимальной дистанцией считается 35–40 м, когда даже одна дробинка, попав в лопасти дрона, выведет аппарат из строя.
Ольга Павлова, советник председателя общественно государственной организации «Физкультурно-спортивное общество «Динамо» РТ поделилась своими мыслями о применении гладкоствольного оружия в борьбе с БПЛА:
– Сегодня методика, применяемая при подготовке спортсменов по стендовой стрельбе, очень востребована на передовой. Использование антидроновых ружей на линии боевого соприкосновения уже не приносит того эффекта, который ожидали. И в этой ситуации пришли на выручку наши старые охотничьи ружья. Дробь может нанести более серьезный ущерб БПЛА, и площадь поражения в этом случае даже больше.
КТО, ЕСЛИ НЕ МЫ?
Вполне логично, что всерьез озаботились этой проблемой и в Татарстане, где есть богатые традиции развития стендовой стрельбы, а среди спортсменов республики немало призеров соревнований самого высокого уровня. Богат сегодня и тренерский потенциал республики, а комплекс стендовой стрельбы «Свияга», отвечающий самым современным требованиям, считается одним из лучших в мире.
В августе прошлого года была утверждена дополнительная образовательная программа для взрослых «Противодействие угрозам со стороны низколетящих БПЛА с помощью стрелкового вооружения» с очной формой обучения на базе Республиканской спортивной школы олимпийского резерва по стендовой и пулевой стрельбе. Ее разработчиками выступили заслуженный тренер России, президент Федерации пулевой и стендовой стрельбы РТ Сергей Дёмин и мастер спорта России Станислав Драко из Санкт-Петербурга.
Нет смысла детально приводить положения этой программы, но после завершения обучения ее участники как минимум должны приобрести знания и практические умения как при обращении с оружием, так и при его эффективном использовании.
Для этого предполагается освоение обучающимися комплекса стрелковых упражнений, специальных технических и тактических приемов при стрельбе по летящим целям. В программе отведено время для знакомства с разными моделями БПЛА, особенностями их полета и способов поражения на различных высотах.
Учебный план рассчитан на 106 академических часов, значительная часть которых предусматривает практические занятия, в том числе в полной экипировке. Определенный объем отводится на освоение теории, а завершает цикл обучения аттестация. Она и покажет, насколько слушатель курса готов к эффективной «охоте» на дроны.
–Полет мишени в стендовой стрельбе и дрона принципиально не отличаются. И человека можно успешно научить поражать летающие аппараты. Для этого нужны квалифицированные тренеры и метательные машинки. И что еще очень важно, необходимы специалисты в области управления дронами, чтобы иметь лучшее представление об их возможностях, – отметил Альберт Бадртдинов, тренер по стендовой стрельбе, ветеран СВО.
МЕЛОЧЕЙ БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО
Кто-то скажет: «Подумаешь, специальная программа! Дайте мне ружье и пачку патронов, я вам, как на охоте, любой беспилотник собью без проблем». Но не все так просто, как кажется.
По БПЛА и сейчас стреляют из боевого оружия, но, как правило, без особого успеха: аппараты часто небольшие, перемещаются быстро, под непривычными углами. Поразить цель из автомата или пулемета крайне сложно. При этом не стоит забывать, что боец испытывает стресс.
Охотничье ружье против дронов более эффективно, но им нужно уметь пользоваться. Поэтому мелочей в данном процессе быть не может. И важно не только досконально изучить ружья, способы их применения, но и добиться высокой тренированности в условиях, приближенных к боевым. Все это и входит в программу, запущенную в Татарстане.
Первая группа из 40 сотрудников филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по РТ в декабре прошлого года уже успешно прошла обучение.
По словам Сергея Дёмина, тренеры школы имеют самую высокую компетенцию и подготовили грамотных стрелков.
– Те, кто пройдет курс обучения по нашей программе, будут, мне кажется, пользоваться навыками, полученными в ходе него, с большой благодарностью, – отметил Сергей Дёмин.
Не факт, что воспитанники школы обязательно станут участниками спецоперации, но нужно быть готовыми к любым поворотам. Знания и умения, полученные при обучении, при определенных обстоятельствах могут сберечь не только здоровье, но и жизнь.
Тренеры по стендовой стрельбе считают, что дистанция для ведения огня по дронам вполне оптимальная. К примеру, тарелка, вылетающая из метательной машинки, имеет скорость около 40 м/с, а на излете – порядка 10–15. БПЛА при атаке по неподвижной цели также имеет скорость около 10–20 м/с, что позволяет на стрелковом стенде успешно моделировать различные варианты стрельбы по дрону
Ольга ПАВЛОВА, советник председателя общественно-государственной организации «Физкультурно-спортивное общество «Динамо» РТ:
«Методика, применяемая при подготовке спортсменов по стендовой стрельбе, востребована на передовой. Использование антидроновых ружей на линии боевого соприкосновения уже не приносит того эффекта, который ожидали. И в этой ситуации пришли на выручку старые охотничьи ружья. Дробь может нанести более серьезный ущерб БПЛА.»
Альберт БАДРТДИНОВ, тренер по стендовой стрельбе, ветеран СВО:
«Полет мишени в стендовой стрельбе и дрона принципиально не отличаются. И человека можно успешно научить поражать летающие аппараты. Для этого нужны квалифицированные тренеры и метательные машинки. И что еще очень важно, необходимы специалисты в области управления дронами, чтобы иметь лучшее представление об их возможностях.»